kranovshchik-info.ru



О обязанностях крановщика и техника безопасности на кране




Спасибо что посетили нас.

Поддержите сайт, чтобы он стал ещё лучше и интереснее.

поддержить


+










 КРАНОВЩИК! Всегда помни, что кран – это строительная машина повышенной опасности для окружающих. Для безопасной работы на кране, соблюдай обязанности крановщика и технику безопасности на кране.






Обязанности крановщика


Памятка обязанности крановщика

Общее положения об обязанностях машиниста крана



 В обязанности крановщика входит:


  • управление краном;
  • наблюдение за работой механизмов и электрооборудования;
  • соблюдение правил технической эксплуатации крана и правил техники безопасности;
  • проверка работы и регулирование тормозов и ограничителей;
  • контроль за состоянием стальных канатов и металлоконструкций крана;
  • смазывание узлов н механизмов крана;
  • содержание крана в чистоте.


 Эти обязанности машинист крана выполняет перед началом работы, во время работы на кране или по окончании работы.



Обязанности машиниста крана перед началом работы.



 В обязанности крановщика перед работой входит осмотр крана и необходимое ежедневное техническое обслуживание (ЕО) крана.



 Кран осматривают при выключенном оборудовании. Автомобильные и самоходные краны осматривают при заглушенном двигателе, башенные и мостовые краны, а также самоходные краны, подключённые к электросети, осматривают при отключённом питании, а питающий кабель осматривают – при выключенном рубильнике подключительного пункта.



 При осмотре крана, крановщик осматривает механизмы крана, обратив особое внимание на тормоза грузовой и стреловой лебедок, металлоконструкцию башни и механизм поворота. Контролирует в доступных местах стальные канаты и проверяет правильность наматывания их на барабаны.



 Крановщик башенного крана обязан при осмотре крана проверить состояние крановых путей, тупиковых упоров, ограничительных линеек, питающего кабеля, вводного рубильника, конечного выключателя механизма передвижения и металлоконструкции крана.



 Крановщик автокрана обязан до начала работы проверить:


  • давление в шинах передних и задних колёс;
  • Правильность установки автокрана и его выносных опор, наличием зазора 40-50 мм между шинами заднего моста и площадкой.


 Убедиться, что после передвижения своим ходом автокран находится в исправном состоянии.



 Крановщик обязан просматривать записи в крановом журнале, в журнале приема и сдачи смен и устраняет неполадки крана, выявленные ранее.



 Затем машинист крана обязан проверить на холостом ходу и под нагрузкой все механизмы:


  • ограничители (ограничитель высоты подъема крюка проверяется без груза);
  • указатель вылета стрелы;
  • работу электросхемы и сигнализацию.

 Особое внимание следует обратить на исправность работы тормозов грузовой и стреловой лебедок.

 Ограничитель грузоподъемности проверяют подъемом контрольного груза на высоту не более 100 – 200 мм, который должен находиться у основания крана.

 Обо всех замеченных во время осмотра неисправностях машинист делает запись в журнале и ставит об этом в известность администрацию.

 К работе машинист крана обязан приступить лишь после того, как будут устранены обнаруженные им при осмотре неисправности, о чём должна быть сделана соответствующая запись в журнале.

 При работе в несколько смен крановщик, принимающий смену, обязан осмотреть кран совместно с крановщиком, сдающем смену. Для этого администрация выделяет время.

 Если кран был перебазирован на новую площадку, то крановщик обязан до начала работы ознакомиться с номенклатурой и массой монтируемых или перегружаемых строительных элементов и местом их установки или складирования.

 Крановщик обязан перед началом работы также согласовать условную сигнализацию со стропальщиком и бригадиром монтажников.

 В случае заболевания до начала смены или внезапного ощущения недомогания в процессе работы машинист крана должен немедленно прекратить работу на кране и сообщить об этом администрации.



Обязанности машиниста крана во время работы



 Во время работы крановщик обязан:


  • перед выполнением рабочей операции дать сигнал предупреждения;
  • поднимать груз строго вертикально по сигналу стропальщика, убедившись, что груз хорошо удерживается стропами и в районе груза нет людей;
  • во время перерыва в работе груз опустить на грунт, стрелу опустить до упора гидроцилиндра подъема, двигатель заглушить;
  • при возникновении любых неисправностей в механизмах, гидросистеме, приборах безопасности груз опустить на грунт и работу прекратить.


 Машинист обязан производить все рабочие движения крана только по сигналу бригадира монтажников или сигнальщика, а в особо ответственных случаях — по команде мастера или производителя работ.

 Перед опусканием крюка ниже обычного (например, при спуске груза в котлован) крановщик обязан предварительно убедиться, опуская порожний крюк, в том, что при низшем положении крюка на барабане лебёдки остаётся не менее полутора витков каната.



В каких случаях крановщик обязан немедленно прекратить работу



 Машинист крана обязан прекращать работу на кране при:


  • Поступлении сигналу ”Стоп” крановщик обязан немедленно прекратить работу крана независимо от того, кто подал сигнал;
  • получении сигнала, противоречащего правилам техники безопасности;
  • требовании поднять груз, масса которого неизвестна;
  • внезапной просадке или сползании крана в котлован при работе на бровке;
  • деформации металлических конструкций;
  • поломке механизмов, обрыве прядей канатов, отказе в работе ограничителей, звукового сигнала;
  • внезапной отцепке, скольжении или сдвиге стропа по грузу;
  • отрывании тары, нарушении равновесия поднимаемого груза;
  • ненормальных шумах и стуке в механизмах;
  • внезапном возникновении ветра силой более шести баллов (15,5 м/с), сильного снегопада или тумана, а также при сообщении об этом метеостанции;
  • при температуре ниже —40°С или ниже чем указано в паспорте крана;
  • повреждении стропующих устройств;
  • Деформированных поломанных, качающихся захватных устройствах (петли, скобы, проушины);
  • закручивании грузового каната;
  • если корпус электрооборудования или металлоконструкции крана находиться под напряжением.


Таблица определения силы ветра


 В грозу, даже при надежно действующем заземлении, работа на кране должна быть прекращена.

 Если в результате работы крана произошла авария или несчастный случай, крановщик обязан остановить кран и не производить никаких работ до прихода администрации, в ведении которого находится кран.



Обязанности крановщика по окончании работы на кране



 По окончании работы машинист крана обязан подготовить кран к новой смене или установить его на стоянку.

 Крановщик обязан по окончанию работы:


  • снять с крюка грузозахватные приспособления;
  • поднять крюк в верхнее положение;
  • поставить кран на выделенный для стоянки участок кранового пути;
  • у кранов с подъемной стрелой опустить стрелу в положение, определяемое инструкцией по монтажу и эксплуатации крана;
  • контроллеры в кабине перевести в нулевые положения и выключить аварийный выключатель и рубильник защитной панели;
  • в кабине и на кране привести все в порядок;
  • механизмы крана при необходимости смазать;
  • открывающиеся окна кабины закрыть и запереть защелками (крючками);
  • запереть дверь кабины;
  • выключить и запереть портальный рубильник и рубильник подключательного пункта;
  • ходовые тележки крана закрепить рельсовыми захватами.


  Одновременно с выполнением этой работы машинист проверяет состояние всех механизмов и конструкций крана и обо всех замеченных неполадках записывает в журнале приема и сдачи смен.

 Автомобильные краны собирают в походное положение, дополнительное оборудование и грузоудерживающие устройства, убирают в отведённое для их хранения места, закрепляют, чтобы не выпали на дорогу во время движения автокрана.



восклетцательный
При работе крана в несколько смен машинист может оставить кран только после передачи его сменяющему машинисту крана, а если последний не пришел — только с разрешения своей администрации.



Техника безопасности на кране



Общая информация по технике безопасности на кране



 К эксплуатации допускается только исправный, испытанный и зарегистрированный кран.



восклетцательный
Работа на неисправном кране запрещается.


 Машинист крана должен знать и соблюдать правила техники безопасности на кране, обеспечивающие безаварийную эксплуатацию крана.

 Так же машинист крана несёт ответственность:


  • за содержание крана в исправном состоянии;
  • за нарушение правил эксплуатации;
  • за несоблюдение техники безопасности на кране.


 В кабине управления краном на видных местах должны быть:


  • таблица с данными грузоподъёмности;
  • таблица вылита и высоты подъёма для всех видов стрелового оборудования;
  • медицинская аптечка;
  • термос с питьевой водой.


 Машинист должен иметь спец одежду, удобную и не стесняющую движения во время работы. Одежда должна быть заправлена и застёгнута. Женщины обязаны работать в комбинезонах или в брюках с заправленными под головной убор волосы, работать в косынках и шарфах со свисающими концами запрещается.

 На стреле и противовесе автокрана, должны быть сделаны чёткие надписи, запрещающие находиться под грузом, стрелой и в зоне поворота хвостовой части.

 При движении автокрана по дорогам общего пользования автокрановщик обязан соблюдать «правила дорожного движения».

 Место работы крана должно быть огорожено щитами с предупредительными надписями. В ночное время эти щиты должны быть освещены.

 При работе крана не разрешается пребывание людей в опасной зоне.*



звёздочка Границей опасной зоны является круг, наибольший радиус которого равен расстоянию от оси вращения до точки соприкосновения с площадкой при максимальном вылете стрелы крана.


 Если на кране находится стажёр, ни машинист, ни стажёр не имеют права отлучаться из кабины крана даже на короткое время, не предупредив об этом друг друга.

Стажёру разрешается управлять краном только в присутствии машиниста и под его наблюдением.



Техника безопасности на кране во время работы



 Перемещая груз в пространстве по сложной траектории, крановщик должен следить за тем, чтобы он был поднят выше встречающихся конструкций и предметов не менее чем на 1 м. Перемещение грузов и стрелы (включая зону возможного ее опускания) над людьми не разрешается за исключением тех случаев, когда это вызвано особыми производственными условиями.

 Машинист должен поднимать груз, масса которого (с учетом массы стропующих устройств) не превышает грузоподъемность крана на данном вылете.

 Подъем груза, масса которого неизвестна, запрещается.

 Груз, масса которого близка к допустимому для данного вылета, следует поднимать в два приема. Сначала груз поднимают на высоту 100 мм от площадки, проверяют устойчивость крана, действие тормозов, правильность строповки и подвеса груза, затем груз поднимают на заданный уровень.

 Поднимать груз разрешается при условии, что он уравновешен, надежно зафиксирован стропами или подвешен в таре, исключающей его произвольное падение, высыпание, выливание.

 Совмещение рабочих движений допускается в точном соответствии с инструкцией по эксплуатации крана и только в зоне видимости крановщика рабочего места.

 При ограниченной видимости рабочего места или в не поле зрения машинист крана должен иметь радиосвязь с бригадиром монтажников. Если невозможно организовать радиосвязь, необходимо работать с сигнальщиком.

 Обязанности сигнальщика может выполнять руководитель работ или специально выделенные лица.



восклетцательный
Сигнализация голосом допускается на кранах, оснащенных стрелами длиной не более 10 м.


По технике безопасности Крановщику запрещается



 Во время работы на кране машинисту запрещается:


  • стремительно опускать (сбрасывать) груз на площадку;
  • подтягивать груз по земле или по перекрытию при косом расположении каната, в том числе поворотом стрелы;
  • отрывать примерзший, заваленный или закрепленный груз;
  • оттягивать груз от вертикали при его установке;
  • поднимать грузы при помощи нестандартных или поврежденных стропующих грузозахватных устройств;
  • поднимать грузы в контейнерах, бункерах, ящиках, футлярах, заполненных выше нормы;
  • оставлять груз в подвешенном состоянии на крюке продолжительное время, отключать ограничители и тормоза;
  • регулировать, смазывать и ремонтировать работающие механизмы;
  • принимать сигналы, противоречащие правилам безопасности;*
  • поднимать или перемещать людей на крюке или на грузе;
  • передавать кому-либо управление краном без разрешения администрации, даже ученику-стажеру при кратковременном уходе с крана.


звёздочка В случае выполнения рабочего движения по неверному сигналу машинист несет ответственность за его последствия так же, как и лицо, подавшее этот сигнал.


При передвижении крана КС своим ходом



 При передвижении крана КС своим ходом в пределах строительной площадки запрещается:


  • передвижение с грузом на крюке по дороге, имеющей выбоины, ямы, канавы;
  • передвижение с крупногабаритным грузом;
  • нахождение людей в кабине крановой установки;
  • передвижение с выдвинутой стрелой;
  • передвижение с включенным приводом гидронасоса.


 При перевозке, груз на крюке не должен касаться элементов крана, разрешается удерживать груз от раскачивания растяжками.



Работа крана у ЛЭП



 При работе крана у линий электропередачи (ЛЭП) и контактных проводов машинист должен проявить особое внимание и осторожность.

 Расположение крана под линией электропередачи (вне зависимости от величины напряжения в сети) не допускается.

 Кран может работать только в зоне не ближе 30 м от крайнего провода ЛЭП.

 При производстве работ на расстоянии меньшем 30 м, машинист крана должен получить наряд-допуск, подписанные начальником или главным инженером организации, эксплуатирующей кран.

 Работа крана по наряду-допуску производится под наблюдением инженерно-технического работника монтажной организации, при наличии разрешения от организации, эксплуатирующей линию электропередачи.

 Работа крана у контактных проводов троллейбусных и трамвайных сетей допускается при условии соблюдений расстояний между стрелой (гуськом) крана и проводом не менее 1 м и обязательным устройством, исключающим уменьшение этого при изменении вылета.

 При заземлении крана или при установке его на выносные опоры снижается опасность поражения током машиниста, в кабине, но появляется опасность поражения людей шаговым напряжением вокруг крана. Поэтому, до снятия напряжения с крана, запрещается покидать кабину крана или подходить к нему.



Техника безопасности на кране зимой



 В связи с особенностями производства монтажных работ в зимних условиях возникают дополнительные требования по технике безопасности в процессе эксплуатации крана:


  • не допускается подъем конструкций, заваленных снегом и примерзших к земле или другим конструкциям;
  • груз должен быть предварительно очищен от снега и льда;
  • наиболее ответственные части зданий и сооружении монтировать в дневное время;
  • при небольшом снегопаде и тумане даже в дневное время суток, когда видимость рабочих мест ухудшается, применять искусственное освещение;
  • при перемещении конструкций над участками, где могут оказаться люди, а также в момент приема конструкций монтажниками проявлять повышенную внимательность, так как слышимость звуковых сигналов ухудшается (ветер, зимняя одежда).


 При низких отрицательных температурах, когда металл становится хрупким, необходимо производить пробные подъемы монтируемых конструкций. Особенно тщательно надо следить за тем, чтобы поднимаемые конструкции не ударялись о ранее смонтированные.

 Техническое обслуживание, осмотр, регулирование и ремонт частей крана, расположенных на высоте более 4 м, разрешается выполнять только при наличии у машиниста предохранительного пояса.