kranovshchik-info.ru
Крановый путь+
|
|
Оглавление
Наземные крановые пути, устройство, эксплуатация, браковка путевого оборудованияКрановые пути - это специальные конструкции, которые используются для перемещения и установки подъемных кранов на строительной площадке или в производственном помещении. Они представляют собой металлические рельсы, которые крепятся к полу или стенам и служат для обеспечения устойчивости и безопасности крана во время работы. Устраивают и эксплуатируют крановые пути в соответствии с «Инструкцией по монтажу и эксплуатации крана», составленной с учетом «Инструкции по устройству, эксплуатации и перебазированию подкрановых путей для строительных башенных кранов» Крановые пути могут быть различных типов и размеров в зависимости от грузоподъемности и типа крана, который будет использоваться. Крановые пути также могут быть оборудованы различными дополнительными элементами, такими как ограничители хода, датчики движения и другие устройства, которые обеспечивают безопасность работы крана. Конструкция наземного рельсового кранового путиКрановый путь состоит из нижнего строения, верхнего строения, путевого оборудования и заземляющего устройства. В состав нижнего строения кранового пути входят земляное полотно (в том числе защитный слой) и водоотводное устройство (водоотвод). В состав верхнего строения кранового пути входят балластный слой (в том числе подсыпка), опорные элементы, рельсы, стыковые и промежуточные скрепления и стяжки. В состав путевого оборудования входят тупиковые упоры, отключающие устройства, лотки и настилы для гибкого кабеля (используемого для питания электрооборудования крана), ограждение, знаки безопасности. В состав заземляющего устройства входят очаг(и) заземления, заземляющие проводники и перемычки. Протяженность кранового пути принимают, исходя из условия обслуживания краном всей рабочей зоны строительно-монтажных или технологических работ, предусмотренной ППР краном или технологической картой. Требование к верхнему строению рельсового кранового путиМинимальная длина рельсовых нитей кранового пути под монтаж крана равна двукратной величине базы крана, но не менее 12,5 м. Минимальная длина рельсовых нитей кранового пути для крана, перемещающегося по пути, кроме периода монтажа, - не менее 31,25 м. Балластный слой устраивают отдельно под каждой рельсовой нитью или на всю ширину кранового пути. В качестве балластного материала для крановых путей следует применять щебень из природного камня по ГОСТ 7392, гравий или гравийно-песчаную смесь по ГОСТ 7394 или другие материалы для устройства балластного слоя, приведены в таблице ниже. ![]() Ширину балластного слоя вычисляют по формуле показаной ниже. ![]()
Минимальную толщину балластного слоя в зависимости от нагрузки колеса на рельс и применяемого материала для устройства земляного полотна следует принимать по ГОСТ Р 51248. Требуемую толщину балластного слоя под опорными элементами определяют расчетом с учетом условий прочности земляного полотна и грунтового основания. Откосы боковых сторон балластного слоя выполняют с уклоном 1:1,5. ШВ качестве опорных элементов следует применять при нагрузке от колеса на рельс:
Расстояния между осями промежуточных скреплений опорных элементов кранового пути:
Допускаемые отклонения между осями промежуточных скреплений не более 50 мм. В конструктивных решениях кранового пути применяют рельсы тип, Р43 по ГОСТ 7173 или Р50 и Р65 по ГОСТ Р 51685. Рельсы кранового пути соединяют между собой с помощью стыковых двухголовых накладок. Крановый путь соединяют в поперечном направлении фиксирующими элементами - стяжками, которые устанавливают в начале и конце пути по крайним закладным опорных элементов, а в промежутке пути - не менее одного элемента на инвентарную секцию или с шагом не более 6,25м. Путевое оборудование кранового путиНа рельсовых нитях кранового пути устанавливают тупиковые упоры, тип которых соответствует конструктивному решению, указанному в паспорте крана завода-изготовителя. Конструкции применяемых тупиковых упоров и их установка на крановом пути приведены на рисунках ниже. ![]() ![]() На одной из рельсовых нитей пути перед тупиковыми упорами должны быть установлены отключающие устройства, конструкция которых зависит от типа концевого выключателя, установленного на кране. Конструкции отключающих устройств приведены на рисунке ниже. ![]() Вдоль кранового пути на участках перемещения гибкого кабеля, используемого для питания электрооборудования крана (при отсутствии на кране кабельного барабана), устраивают лоток, или настил из строганых досок (полимерных материалов), уложенный и закрепленный на стяжках пути, или гирляндную подвеску. Ограждение кранового пути должно быть выполнено в соответствии с требованиями ГОСТ 23407. Знаки безопасности устанавливают в соответствии с требованиями ГОСТ Р 12.4.026. К основным знакам безопасности относят:
Требования к заземляющее устройство крановых путейМеталлические части кранового пути, которые не находятся под электрическим напряжением, но могут оказаться вследствие нарушения изоляции, подлежат заземлению для обеспечения безопасности людей. Рельсовые нити кранового пути присоединяют к очагу заземления. Рельсы на обоих концах пути и концы стыкуемых рельсов соединяют между собой проводниками и перемычками с образованием непрерывной электрической цепи. Все соединения заземляющего устройства следует производить сваркой внахлестку. Заземляющее устройство кранового пути проектируют независимым от существующей системы электроснабжения сети. Обустройство наземного рельсового кранового путиПеред устройством земляного полотна кранового пути необходимо выполнить работы по прокладке инженерных сетей и коммуникаций, по очистке площадки от строительного мусора, посторонних предметов и растительного слоя, а в зимнее время - от снега и льда, а также установить на местности репер и разбивочные знаки (ось кранового пути и оси водоотводов). До начала работ по устройству верхнего строения кранового пути заезд посторонних машин и механизмов на подготовленное земляное полотно запрещается. Обустройство нижней части крановых наземных путейПланировку земляного полотна целесообразно начинать с участков, прилегающих к строящемуся объекту или бровке котлована. Запрещается применять насыпной грунт:
Насыпной грунт укладывают слоями с обязательным послойным уплотнением:
песчаные грунты и подобные им отходы промышленного производства - укаткой или вибрацией, а места примыкания земляного полотна к бровке котлована - только трамбовкой. Уплотнение насыпного грунта следует выполнять при оптимальной влажности грунта, значения которой приведены в таблице ниже. ![]() Повторное уплотнение производят после того, как вся ширина земляного полотна охвачена следами предыдущих проходов. Предыдущий след необходимо перекрывать последующим не менее чем на 100 мм. Способы уплотнения, типы уплотняющих машин и оборудования, толщина уплотняемого слоя и число проходов в зависимости от вида и характера грунта рекомендованы для применения в соответствии с данными, приведенными в таблице ниже. ![]() Работы по возведению земляного полотна, а также песчаного балластного слоя в зимнее время необходимо организовать таким образом, чтобы грунт (материал) был доставлен, уложен до его смерзания и образования мерзлой корки на ранее отсыпанном слое. Время от загрузки до начала смерзания грунта принимают согласно данным, приведенным в таблице ниже. ![]() Во время выполнения работ по устройству земляного полотна составляют акт освидетельствования скрытых работ. После выполнения работ составляют акт сдачи-приемки нижнего строения кранового пути. Устройство верхней части крановых путейОтсыпку балластного слоя рельсовых нитей кранового пути осуществляют после завершения работ по устройству земляного полотна. Перед отсыпкой балластного слоя необходимо определить гранулометрический состав балластного материала, который принимают в соответствии с параметрами, заложенными в проекте. До начала отсыпки балластного материала на подготовленном земляном полотне необходимо установить оси рельсовых нитей кранового пути, которые закрепляют выносными знаками. При отсыпке балластного слоя (погрузка, разгрузка и распределение материала) необходимо исключить возможность его загрязнения и засорения. Расход материала на устройство балластного слоя кранового пути вычисляют по формуле. ![]()
Балластные слои следует устраивать с равномерным уплотнением по всей площади. Допускается песчаный балласт в летнее время уплотнять поливкой распыленной струей воды. Бровки балластного слоя выравнивают параллельно рельсовым нитям, обеспечивая необходимый размер плеча и одинаковый откос в пределах 15°-18° на всем протяжении кранового пути. Верхнее строение кранового пути выполняют из инвентарных секций (см. ниже), которые собирают на базах механизации или на строительной площадке. ![]() Готовые инвентарные секции перед отправкой на строительные объекты следует комплектовать стыковыми скреплениями, стяжками и деталями для их прикрепления, а при перевозке инвентарных секций - обеспечивать отсутствие остаточной деформации. Транспортные средства, применяемые для перевозки инвентарных секций, используют с приспособлениями, обеспечивающими надежное крепление секций при перевозке. При изготовлении инвентарных деревометаллических секций в качестве связывающих полушпалы рекомендуется применять некондиционные или бывшие в употреблении стальные полосы, уголки или швеллеры, сваренные из отдельных кусков. Не допускается применение секций с деформированными элементами, связывающими полушпалы (искривление должно быть не более 20 мм на 1000 мм длины). На применяемые рельсы, железобетонные опорные элементы необходимо наличие паспортов или сертификатов. Применяемые деревянные полушпалы изготавливают из сосны, ели, пихты, лиственницы или кедра путем распиливания на две равные части деревянных шпал железных дорог широкой колеи по ГОСТ 78. Полушпалы, изготовленные из древесины, пропитывают маслянистыми защитными средствами (антисептиком или креозотом) по ГОСТ 20022.5. При необходимости применяют полушпалы из бревен с отесанными поверхностями или из деревянных брусьев по ГОСТ 8486. В деревянных полушпалах для крепления к ним рельсов просверливают отверстия:
Полушпалы необходимо располагать перпендикулярно оси рельса. Рельс крепят к деревянным полушпалам через прокладки полным комплектом путевых шурупов или костылей. Торцы полушпал выравнивают с внешней стороны. Длину рельсовой вставки принимают не менее 3 м. Число вставок - не более двух на рельсовую нитку кранового пути. Отклонение ширины колеи кранового пути не должно превышать 10 мм. Предельные величины отклонений кранового пути от проектного положения при устройстве принимают не превышающими величин, указанных в ГОСТ Р 51248. Рельсовые стыки укомплектовывают полным числом болтов с гайками и пружинными шайбами. Концы болтов и шпилек устанавливают с выступом над гайками на одну-две нитки. Резьбовые соединения необходимо смазывать не реже двух раз в год. Болты устанавливают таким образом, чтобы гайки поочередно были направлены внутрь и наружу колеи пути. Конструкция и размеры болтовых соединений должны исключать ослабление затяжки и соприкосновение с конструктивными элементами противоугонного устройства крана. При устойчивой отрицательной температуре окружающего воздуха балластный слой укладывают без предварительного уплотнения грунтового основания. В этом случае в весенне-летний период работы по уплотнению грунтового основания выполняют в соответствии с требованиями проекта кранового пути. Для облегчения разборки кранового пути с деревянными полушпалами в зимнее время применяют изолирующие многослойные прокладки, укладываемые под деревянные полушпалы таким образом, чтобы прокладки охватывали их нижнюю и частично боковые поверхности. В качестве прокладок применяют рубероид, толь, картон или другие материалы, пропитанные битумом, отработанным машинным маслом, нигролом или солидолом. После устройства верхнего строения кранового пути следует проводить планово-высотную съемку и по ее результатам при необходимости выполнить рихтовку и выправку рельсовых нитей. Требования к путевому оборудованию и их установкаСоответствие тупиковых упоров, устанавливаемых на рельсовых нитях кранового пути, подтверждают соответствующими паспортами (сертификатами) на изделия. Тупиковые упоры устанавливают таким образом, чтобы соприкосновение крана с двумя упорами происходило одновременно. Отключающие устройства устанавливают, исходя из условия обеспечения расстояния от крана до тупикового упора с учетом тормозного пути крана, указанного в паспорте завода-изготовителя. Тупиковые упоры, отключающие устройства, выступающие части заземлителей, заземляющие проводники и перемычки следует окрашивать в соответствии с требованиями ГОСТ Р 12.4.026 в отличительный цвет (например, красный, черный). Установка заземляющего устройства крановых путейУстройство заземления кранового пути необходимо выполнять в соответствии с требованиями проекта кранового пути. Заземлители следует забивать или завинчивать в предварительно отрытый приямок глубиной от 500 до 700 мм таким образом, чтобы вверху оставались концы длиной от 100 до 200 мм, к которым будут приварены соединительные проводники При эксплуатации крана на объекте не более 3 мес при необходимости устанавливают заземлители в грунт без приямков. При этом длина выступающей части заземлителей - не менее 100 мм. Требования по эксплуатации крановых путейРуководители организаций и индивидуальные предприниматели - владельцы крановых путей, а также руководители организаций и индивидуальные предприниматели, эксплуатирующие крановые пути, обеспечивают их содержание в исправном состоянии путем организации надзора, технического обслуживания и ремонта. Приказом по организации, эксплуатирующей грузоподъемные краны, назначают инженерно-технического работника (ИТР) (служба) по надзору за безопасной эксплуатацией грузоподъемных кранов, грузозахватных приспособлений и тары и ИТР, ответственного за содержание кранов в исправном состоянии, в функциональные обязанности которых входит надзор за крановыми путями и за их содержанием в исправном состоянии. Обучение и периодическую проверку знаний осуществляют:
Крановые пути, находящиеся в эксплуатации, подвергают постоянной проверке, периодическому комплексному обследованию, обслуживанию и ремонту в объеме и сроки согласно требованиям ГОСТ Р 51248. Разрешение на эксплуатацию кранового пути выдает ИТР по надзору за безопасной эксплуатацией грузоподъемных кранов на основании акта сдачи-приемки кранового пути в эксплуатацию или акта комплексного обследования кранового пути. Технический регламент надзора за крановыми путямиСлужба надзора осуществляет надзор за техническим состоянием и безопасной эксплуатацией кранов и крановых путей, контролирует соблюдение графиков периодических осмотров, технических обслуживании и ремонта крановых путей и принимает меры по предупреждению нарушений правил безопасности. При превышении параметров рельсов, опорных элементов и кранового пути от проектного положения в плане и профиле от предельных величин, приведенных в ГОСТ Р 51248, эксплуатация кранового пути запрещается при выявлении следующих дефектов:
Тупиковые упоры в случае наезда на них крана следует подвергнуть осмотру, о чем делают запись в паспорте тупиковых упоров. Переезд автомашин и автопогрузчиков через крановые пути допускается в исключительных случаях, когда невозможен их объезд. Меры безопасности разрабатывает владелец крана с учетом интенсивности их работы и движения транспорта. При установке крана на эксплуатирующийся крановый путь необходимо проверить крановый путь расчетом на допустимость данной нагрузки. Оценку технического состояния как элементов, так и кранового пути в целом производят по результатам периодического технического обслуживания на соответствие элементов кранового пути техническим требованиям. Техническое обслуживание и ремонт крановых путейТехническое обслуживание и ремонт кранового пути являются комплексом организационно-технических мероприятий, проводимых в плановом порядке, направленных на обеспечение работоспособности и исправности кранового пути в течение всего срока его службы. Техническое обслуживание кранового пути подразделяют на следующие виды:
Ремонт подразделяют на следующие виды:
Ежесменный осмотр кранового пути выполняет крановщик (машинист) в объеме, предусмотренном производственной инструкцией, перед началом рабочей смены. Результаты осмотра заносят в вахтенный журнал. При осмотре крановщик визуально проверяет:
В случае обнаружения неисправностей крановщик своевременно информирует лиц, ответственных за безопасное производство работ краном и содержание кранового пути в исправном состоянии, которые принимают меры по устранению выявленных дефектов. Элементы кранового пути, по которым выявлены дефекты (износ рельсов, трещины в рельсах или опорных элементах, несоответствие путевого оборудования требованиям эксплуатационной и нормативной документации и т.п.), при необходимости подвергают инструментальному контролю. Периодическое техническое обслуживание пути выполняют аттестованные специалисты под руководством ИТР, ответственного за содержание крановых путей в исправном состоянии, или лица, на которых возложены эти функции. Периодическое техническое обслуживание пути включает визуальный осмотр и инструментальный контроль технического состояния планово-высотного положения рельсовых нитей, исправности элементов нижнего и верхнего строения, путевого оборудования, водоотвода и системы заземления, а также подготовку кранового пути к эксплуатации.
Оценку технического состояния и работоспособности тупиковых упоров выполняют внешним осмотром изделия с выявлением деформированных элементов и проверкой момента затяжки элементов крепления (при наличии). Момент (усилие) затяжки принимают соответственно величинам, приведенным в эксплуатационной документации. Оценку фактического соответствия по высоте тупиковых упоров и буферов крана проводят путем измерения и сравнения размеров по вертикали от головки рельса соответственно до буфера и элемента тупикового упора, входящего в соприкосновение с буфером в момент ожидаемого наезда. Разность измеренных величин - не более 5 мм. Оценку состояния и работоспособности отключающих устройств (выключающих линеек или копиров) выполняют внешним осмотром мест крепления с выявлением деформированных элементов и проверкой момента затяжки элементов крепления (при наличии), а также однократным наездом крана на минимальной скорости до срабатывания концевого выключателя. Проверку срабатывания концевого выключателя проводят при участии "сигнальщика", который в случае несрабатывания концевого выключателя своевременно подает крановщику сигнал о немедленной остановке крана. Периодическое техническое обслуживание устанавливает соответствие контролируемых параметров кранового пути требованиям проектно-конструкторской документации и нормативных документов и подтверждает его технически исправное состояние, обеспечивающее безопасную работу крана. Периодичность технического обслуживания кранового пути проводят не реже одного раза в 24 смены, график периодического технического обслуживания и ремонта кранового пути утверждают приказом по организации - владельца кранового пути. Периодичность измерения сопротивления растекания тока заземляющего устройства кранового пути проводят не реже двух раз в год в период наименьшей электропроводимости почвы: летом - при ее наибольшем просыхании и зимой - при ее наибольшем промерзании, что необходимо предусмотреть графиком работ, а также после каждого ремонта пути. Техническое обслуживание в особых условиях (внеплановое периодическое техническое обслуживание) проводят после возникновения неблагоприятных метеорологических условий (ливней, оттепели и др.), отрицательно влияющих на состояние земляного полотна и балластного слоя, а также по предписанию инспектора по надзору. Сезонное обслуживание проводят два раза в год для подготовки кранового пути к предстоящему сезону эксплуатации. Сезонное обслуживание проводят специализированными бригадами в соответствии с графиком периодического технического обслуживания и ремонта кранового пути. В целях безопасной эксплуатации грузоподъемных кранов, перемещающихся по крановым путям, в процессе эксплуатации проводят комплексные обследования, которые подразделяют:
Число повторных плановых обследований определяют условиями эксплуатации установленного грузоподъемного крана на крановом пути и ограничивают техническим состоянием пути либо экономическими факторами. Комплексное обследование включает:
Комплексное обследование кранового пути проводит специализированная организация:
В техническое обслуживание входит следующий перечень мероприятий:
В процессе эксплуатации кранового пути с целью обеспечения его работоспособности проводят периодические ремонтные работы. Перечень ремонтных работ определяют фактической потребностью, устанавливаемой при осмотре и инструментальном контроле пути. В перечень работ входят:
Ремонтные работы выполняют на участках организации - владельца крановых путей, специализированных управлений механизации по ремонту элементов кранового пути либо непосредственно на строительной или технологической площадке.
Для предупреждения появления неисправностей кранового пути по уровню, а также просадок необходимо содержать балластную призму в соответствии с установленным профилем, отводить воду от балластной призмы и земляного полотна, своевременно убирать мусор с поверхности балластного слоя и из-под рельсов, не допускать загрязнения балласта и следить за правильным расположением прокладок. Особое внимание необходимо обращать на состояние шпал, балок и плит, правильность опирания опорных элементов на балласт, работу и состояние узла прикрепления рельса к опорным элементам, а также на исправное содержание стыков, стыковых и промежуточных скреплений. В зимний период крановый путь, в том числе рельсы, стыковые и промежуточные скрепления, поверхности опорных элементов, путевое оборудование, соединительные проводники и перемычки заземляющего устройства, необходимо очищать от снега. При ограничении зоны перемещения крана по крановому пути необходимо переустановить тупиковые упоры и отключающие устройства. В весенний период необходимо предусматривать специальные меры по повышению безопасности работы крана, еженедельный, а при необходимости и ежесменный инструментальный контроль за параметрами кранового пути, ограничение зоны передвижения крана вплоть до его стационарной остановки. Критерии браковки элементов кранового путиВеличина предельного износа рельсовЖелезнодорожные и крановые рельсы подлежат браковке, если вертикальный, горизонтальный или приведенный (вертикальный плюс половина горизонтального) износ головки рельса составляет более 15% соответствующего размера неизношенного профиля рельса. Значение предельного износа рельсов, сверх которого рельсы считаются негодными, приведено в таблице ниже. ![]() Вертикальный и горизонтальный износы железнодорожных рельсов приведены на рисунке ниже. ![]() Нормы браковки опорных элементов крановых путейВ деревянных шпалах (полушпалах) не должно быть:
В железобетонных шпалах, плитах, балках не должно быть:
Нормы браковки крепежного элемента рельсов к деревянным шпалам (полушпалам) и брусьямНа поверхности шурупов не допускаются:
На поверхности костылей не должно быть:
Здраствуйте
Информация на сайте вам была полезна?
|
|