Часто задаваемые вопросы
Правила по эксплуатации стальных канатов?
Для повышения долговечности и надежности, при эксплуатации стальных канатов должны быть исключены....
Причины быстрого износа каната вовремя его эксплуатации?
- неправильного выбора типа и направления свивки;
- неправильной навивки на барабан;
- неправильного выбора соотношения диаметров каната и....
Техническое обслуживание стальных канатов?
Для уменьшить износа каната и предохранения его от повреждений, при хранении и эксплуатации канаты покрывают....
Как храненят стальные канаты?
При складировании канатов, намотанных на барабан, барабаны устанавливают на....
Подготовка стального каната к запасовке?
Для разматывания каната с бухты её необходимо перекатывать в сторону, противолежащую от....
Запасовка стальных канатов?
При намотке каната на барабан необходимо учитывать, что....
Как крепят стальные канаты к грузоудерживающим устройствам?
Крепление свободного конца стального каната клиновым зажимом должно быть выполнено согласно рис. а.
Приработка стального каната после запасовки?
Эксплуатация стальных канатов
Правильная эксплуатация стального каната способствует увеличению срока его службы
и предотвращает аварии.
Правильная эксплуатация включат соблюдение режима навески использования стальных канатов,
соответствующих данным эксплуатационной документации крана,
соблюдением правил надзора за работай каната и его состоянием.
Правила по эксплуатации стальных канатов
На кранах эксплуатируют стальные канаты с органическим сердечником,
который в процессе работы подвергается растягивающим нагрузкам и изнашиванию.
Соблюдение машинистом крана правил эксплуатации стальных канатов,
а также порядок их технического обслуживания, снижает износ и увеличивает их срок службы.
При ежесменном осмотре канатов проверяют их форму, целостность, проволок,
степень их износа и коррозии, места крепления также смазочный материал.
Для повышения долговечности и надежности,
при эксплуатации стальных канатов должны быть исключены возможности:
- спадания их с блоков и барабанов;
- смещение за установленные габариты;
- перетирание их вследствие соприкосновения с элементами конструкции или с другими стальными канатами.
Также во время работы крана канат не должен подвергаться внешним повреждениям и
не соприкасаться с частями зданий и сооружений.
Стальные канаты эксплуатирующиеся на грузоподъемных машинах,
транспортирующих расплавленный металл,
необходимо защищать от непосредственного воздействия теплоты и брызг металла,
устанавливая ограждающие кожухи.
При электросварочных работах стальной канат защищают от искр и частиц расплавленного металла.
Причины быстрого износа каната вовремя его эксплуатации
Преждевременный износу при эксплуатации стального каната и его повреждения могут происходить в результате:
- неправильного выбора типа и направления свивки;
- неправильной навивки на барабан;
- неправильного выбора соотношения диаметров каната и барабана или блока;
- неправильного профиля и размера ручья блока и канавок барабана;
- перегрузки во время работы;
- при чрезмерных динамических воздействиях на канат;
- абразивного износа и коррозии;
- неправильного выбора конструкции каната.
При выборе каната надо иметь в виду, что если он свит из толстых проволок, то имеет повышенную жесткость, но хорошо сопротивляется абразивному износу. С уменьшением диаметра проволок увеличивается гибкость каната, но одновременно возрастает износ проволок, уменьшается его структурная прочность (особенно при многослойной навивке), сокращается срок службы.
Техническое обслуживание стальных канатов
Техническое обслуживание стальных канатов проводят для определения их состояния,
работоспособности и замены.
Для уменьшить износа каната и предохранения его от повреждений,
при хранении и эксплуатации канаты покрывают защитной смазкой.
При техническом обслуживании стальные канаты смазывают через одно
плановое техническое обслуживания.
Перед смазыванием стальной канат очищают от грязи,
засохшего смазочного материала и протирают ветошью,
смоченной в керосине или дизельном топливе.
Через каждые шесть месяцев канаты (если они не подлежат замене) распасовывают,
очищают, сматывают в бухты и на 12 – 15часов укладывают в подогретую канатную мазь.
При отсутствии ёмкости для смазки канатов большого диаметра,
смазку канатов проводят вручную,
нанося смазку сплошным слоем без пропусков во избежание появления местной коррозии проволок.
Обычно в качестве смазочного материала применяют канатные смазки 39у и торсиол 35,
а для канатов особо ответственных механизмов— торсиол 55.
Эти виды смазок обладают хорошей адгезией, не снимаются при эксплуатации,
проникают к центру каната и прядей,
обладают способностью покрывать поверхность каната тонкой пленкой и быстро застывать,
не испаряются и не затвердевают со временем, не содержат щелочей, кислот и других элементов,
вызывающих коррозию.
Хранение стального каната
Залогом безопасной эксплуатации стального каната это его
хранения перед этой самой эксплуатацией. При нарушении технологии хранения каната,
стальной канат раньше выводиться из эксплуатации и баз должного технического обслуживания
может привести к аварии.
На базах механизации для предохранения стальных канатов от коррозии,
а пенькового сердечника от разрушения их хранят в закрытом помещении смазанными и
намотанными на барабан или уложенными в бухту.
Правильная эксплуатация включат соблюдение режима навески использования стальных канатов,
соответствующих данным эксплуатационной документации крана,
соблюдением правил надзора за работай каната и его состоянием.
При складировании канатов, намотанных на барабан, барабаны устанавливают на диски,
а не кладут плашмя.
Канаты в бухтах хранят подвешенными на штырях, перекладинах.
Если это невозможно, бухты укладывают на подкладки.
При временном хранении стальных канатов на открытом воздухе канаты закрывают толем,
рубероидом тем самым предохраняя от попадания в смазку каната песка и грязи.
При длительном хранении канатов, смазку их поверхности необходимо периодически обновлять,
для чего не реже чем один раз в 6 месяцев канаты перематывают и осматривают по всей длине.
Правила по запасовке стальных канатов
При запасовке нового стального каната, канат должен быть снабжён сертификатом
(свидетельством) завода – изготовителя об их испытании.
При получении каната без сертификата, его испытывают в соответствии с ГОСТ 3241 – 80.
Канаты без свидетельства об их испытании к эксплуатации на грузоподъёмных кранах не допускаются.
Подготовка стального каната к запасовке
Работать со стальными канатами необходима в рукавицах для
предохранения рук от прокола концами лопнувших проволок.
При разматывании каната с катушки её следует установить на козелки и вращать вокруг
горизонтальной оси, натягивать сматываемый конец каната.
Для разматывания каната с бухты её необходимо перекатывать в сторону,
противолежащую от разматываемого конца стального каната, или надеть на инвентарную катушку.
Снимать канат витками нельзя. Так как при этом образуются петли,
а выправлении их ведёт к расслоению прядей и сердечника и образованию заломов.
Разматывать с лежащей торцом катушке или бухты запрещается.
Случайно образовавшиеся петли должны быть немедленно выправлены путём постепенного разматывания свободного конца каната.
При разматывании стального каната проверяют, нет ли на нём пороков изготовления.
Канаты с дефектами применять на кране нельзя.
Наиболее часто встречающиеся дефекты:
- Не круглое сечения каната (канат сплющен или срезан);
- Не равномерное натяжения прядей – одна из прядей низкая (перетянута)или высокая (не натянута);
- Западание или выпячивание проволок в прядях из-за смещения проволок при изготовлении каната;
- Ржавчина на поверхности проволок из-за неправильного хранения или отсутствия смазки.
Так как канаты выпускают длинной 250, 500 и 1000 метров то перед запасовкой их рубят
на отрезки необходимой длинны.
Чтобы предотвратить раскручивание стального каната после рубки,
место предполагаемой рубки обвязывают мягкой проволокой.
Причём не раскручивающийся канат перевязывают в 2х местах,
если диаметр его более 15мм. Канат меньшего диаметра можно не перевязывать.
Раскручивающиеся канаты перевязывают в 2-4х местах с каждой стороны
от предполагаемого места рубки.
Чем туже будет перевязка, тем лучше будет она держатся, следовательно,
конец каната не расплетётся.
Рубить канат можно зубилом на наковальне, резать ножовкой по металлу или с помощью болгарки.
Запасовка стальных канатов
Срок службы каната во многом зависит от правильной его запасовки.
При использовании каната в системе полиспаста канат должен изгибаться на блоках
в одном направлении (рис. а). Если направления противоположны (рис. б),
то долговечность каната уменьшается.
При намотке каната на барабан необходимо учитывать,
что канат подвергается изгибу и кручению.
В зависимости от направления свивки каната и направления его намотки на барабан деформация
кручения в канате может уменьшаться или увеличиваться.
Необходимо подбирать канат таким образом, чтобы в процессе намотки канат дополнительно подкручивался.
При этом условии плотность свивки и связанный с ней срок службы каната увеличивается.
Направление свивки имеет особое значение для гладких барабанов.
Рекомендуемое направление свивки каната в зависимости от условий намотки на барабан дано
в таблице ниже.
Направление рекомендуемой свивки каната можно определять по правилу руки.
Для этого правая или левая рука должна быть обращена ладонью к барабану.
Направление, указываемое большим пальцем руки, отставленным под 90гр.
Относительно остальных, должно совпадать с направлением движения к барабану наматываемого каната.
Остальные пальцы руки должны указывать направление,
в котором прибавляются витки на вращающемся барабане.
Необходимое направление свивки стального каната будет одноимённым с рукой,
пальцы которой совпали с указанными направлениями.
Крепления стальных канатов к лебёдке или к крюку
Крепления стального каната производят двумя способами первый это с помощью клинового зажима,
второй это при помощи сжимов.
Крепление свободного конца стального каната клиновым зажимом должно быть выполнено согласно рис. а.
При креплении свободного конца стального каната сжимами,
количество и расстояние между ними и от центра петли принимаются в зависимости от диаметра каната
по таблице ниже. На оси крепления должен быть установлен заводской коуш а при отсутствии его, коуш,
изготовленный по ГОСТ 2224-93. планки сжимов должны располагаться на рабочей части каната см. рис б.
Приработка стального каната после запасовки
До начала использования нового каната следует убедиться в том,
что все устройства безопасности грузоподъемной машины исправны и правильно функционируют.
После замены изношенных грузовых, стреловых или других канатов,
а также во всех случаях перепасовки канатов должна производиться проверка соответствия схемы
запасовки и крепления концов канатов схеме, приведенной в эксплуатационной документации крана,
а также обтяжка канатов грузом,
соответствующим номинальной грузоподъемности крана с последующим выравниванием длин ветвей канатов
(при необходимости).
Для правильной приработки каната рекомендуется несколько первых циклов работы грузоподъемного
механизма выполнять на пониженной скорости и с грузом,
на 10% меньшим номинальной грузоподъемности.
Периодические проверки выполняет компетентный специалист.
Литературные и интернет-источники
Гидравлические стреловые краны на специальных шасси
Учебное пособие для средних професионально-технических училищ 1987 Москва, Издательство «Высшая школа»Смирнов О. А., Улитенко И. П.
Башенные краны
Учебник для средних проф.-тех. училищ. 1979 Москва, Издательство «Высшая школа»Л. А. Невзоров; Г. Н. Пазельский; В. А. Романюха
КАНАТЫ ПРОВОЛОЧНЫЕ СТАЛЬНЫЕ Термины и определения, обозначения и классификация