kranovshchik-info.ru



Кран стреловой кс:
основные сведения, основные узлы и ⚙ механизмы, параметры стреловых самоходных кранов, эксплуатация 🔧 крана кс.





Спасибо что посетили нас.

Поддержите сайт, чтобы он стал ещё лучше и интереснее.

поддержить


+










Основные сведения о стреловых самоходных кранах


Что такое стреловые самоходные краны, какие типы кранов КС бывают, история появления самоходных кранов в России, расшифровка аббревиатур кранов кс.


 В википедии про стреловые самоходные краны даются следующие сведения. «Стреловой самоходный кран — кран стрелового типа со стрелой, закреплённой на раме платформы или ходового устройства»

Самоходный кран СМК-10  Более широкое понятие «самоходные краны» (кран КС) объединяет в себе, большую группу грузоподъёмных кранов, характеризуемых высокой транспортной манёвренностью, независимым энергоснабжением и разнообразным рабочим оборудованием.

 В данную группу входят, автомобильные, пневмоколесные и гусеничные краны. Общая черта, данной группы кранов, состоит в том, что они имеют стреловое рабочее оборудование и ходовое устройство для передвижения по грунтовому основанию и шоссейной дороге.

 Эти краны полноповоротные и оснащены механизмами для поворота, передвижения, подъёма груза и стрелы. Кроме того, большинство из них снабжены механизмом вспомогательного подъёма.

 По конструкции, самоходные краны, отличаются лишь ходовыми устройствами.


История самоходных стреловых кранов в России


 Производство автомобильных, пневмоколесных и гусеничных самоходных кранов началось сравнительно недавно. Самоходный кран АКТ-1 Первый отечественный автомобильный кран АТП-1 грузоподъемностью 1,5 т был выпущен в 1934 г. на Ленинградском заводе «Красный Металлист», Он был смонтирован на шасси автомобиля Я-5 Ярославского автозавода.

 Первый пневмоколесный кран Э-255 грузоподъемностью 5 т был изготовлен Ленинградским экскаваторным заводом на базе экскаватора Э-252 в конце сороковых годов. К этому же периоду относится создание первых образцов пневмоколесных кранов как самостоятельных машин.

 Производство гусеничных кранов (кран ЯГ-1 грузоподъемностью 6 т с паровым двигателем) было начато в 1933 г. Одесским заводом имени Январского восстания. На этом же заводе в 1934 г. был создан первый гусеничный кран ЯГМ-1 грузоподъемностью 6 т с дизельным приводом. Первый монтажный гусеничный кран СК Г -25 с дизельэлектрическим приводом был выпущен в 1954 г. Раменским механическим заводом Главстальконструкции Минмонтажспецстроя СССР.
.


Принцип работы стрелового самоходного крана общего назначения



  Большая часть самоходных кранов КС выполняет работу, в основном рабочем режиме, позиционно.{*} При этом, для повышения устойчивости и по условиям допустимой загрузки пневматических шин, в устройство крана КС, с пневмоколесным ходовым оборудованием, устанавливается, располагаемая по углам, неповоротная рама, с выносными опорами в виде выдвижных балок поворотных или вертикальных откидных кронштейнов, на свободных концах которых устанавливают опирающиеся на клетки из деревянных брусьев винтовые домкраты или, чаще, гидравлические цилиндры. При работе на неустойчивых грунтах выносные опоры иногда применяют и в гусеничных кранах. Кроме того, у кранов КС с подрессоренной частью, рессоры на время работы крана блокируются специальными устройствами.


z

Исключением являются краны-трубоукладчики, рабочий режим которых включает их передвижение.


  При работе с грузами небольшой массы (до 50% грузоподъемности крана КС) и продольном расположении стрелы, краны на пневмоколесном ходу могут передвигаться и работать без выносных опор. { !}


!

Практический опыт: Движения автомобильных кранов, с НЕнадёжно зафиксированной цельнометаллической стрелой, категорически запрещено. Из-за большого веса стрелы и слабых тормозов поворотного механизма, машина переворачивается на РАЗ. Для кранов с решетчатыми стрелами, вполне стандартное мероприятие. И применялось на практике не раз.



Краткая расшифровка аббревиатур кранов кс



 КC – кран самоходный. Часто такую аббревиатуру можно увидеть на стреле автомобильных кранов, где после неё идут цифры, обозначающие индексацию самоходных кранов. Об индексации вы можете прочитать ниже.

 КАавтомобильные краны. Эта аббревиатура обозначает краны смонтированы на стандартном автомобильном шасси грузового автомобиля.

 КШ – краны на спец. шасси. Эта аббревиатура обозначает краны на спец. шасси или шасси автомобильного типа, рассчитанного на крановые режимы работы.

 КК – краны на короткобазовом шасси. Эта аббревиатура обозначает самоходные краны с короткой базой шасси. Данные краны применяться на не подготовленных площадках и в стеснённых условиях при отношении колеи к базе примерно 1:1.

 КП – пневмоколесные самоходные краны.

 КГ – самоходные краны на гусеничном ходу.


Основные узлы и механизмы стрелового самоходного крана


Устройство стреловых самоходных кранов


На рисунке-схеме показаны основные части самоходного стрелового крана:

  Схематический рисунок структуры кранов КС
  1. ходовая часть, которая состоит из движущих элементов, гусеничной системы или колёс и агрегатов, передающих крутящий момент от силовой установки. На гусеничных КС часто применяются электродвигателя, установленные непосредственно в ведущее колесо на каждую сторону.
  2. опорно-поворотное устройство;
  3. поворотная платформа, с расположенным на ней крановым оборудованием;
  4. стрелового или башенно-стрелового рабочего оборудования, силовой установки, механизмов привода и системы управления. {*}

z

для большинства гусеничных и кранов на пневмоколесном ходу, поворотная платформа 3. и башенно-стреловое оборудование 4. является общей частью крана.



Способы передвижения самоходных кранов, мобильность и особенность применения того или иного вида ходового оборудования кранов КС.



 Мобильность и маневренность кранов обеспечивается ходовым оборудованием с гусеничным ходом или колесным. Данные способы передвижения позволяют двигаться как по дорогам с твердым покрытием, так и по грунтовым.

 Гусеничным ходом оборудуют преимущественно самоходные краны с большой грузоподъемностью, используемые на монтажных работах больших объемов с крупногабаритными грузами.

 Они наиболее маневренные из самоходных кранов так как приспособлены для работы без дополнительных опор и могут передвигаться с грузом на крюке в любом направлении по уплотненному грунтовому основанию. Скорость передвижения гусеничных кранов не превышает 1,5 км/ч и поэтому они значительно уступают в мобильности автомобильным и пневмоколесным кранам.

 Ещё одной разновидностью гусеничных кранов КС, являются краны небольшой грузоподъемности на базовых гусеничных тракторах или на базе тракторных узлов, в частности, краны-трубоукладчики, применяемые в трубопроводном строительстве. Также для территорий крайнего севера, для высокой проходимости, некоторые самоходные краны на многоосных шасси автомобильного типа, ставят на гусеничный ход, либо крановую установку ставят на серийные вездеходы.

 Краны с пневмоколесным ходовым оборудованием изготавливают на базе шасси стандартных грузовых автомобилей (автомобильные краны), специализированных пневмоколесных шасси (нормальных или короткобазовых) и многоосных шасси автомобильного типа.

 Наиболее мобильные из стреловых самоходных кранов, автомобильные; они могут передвигаться со скоростью до 75 км/ч. Пневмоколесные краны имеют скорость до 30 км/ч. Однако автомобильные и пневмоколесные краны работают с выносными опорами, что в значительной степени снижает их маневренность.



Особенности применения силовых агрегатов (двигателей) в самоходных кранах для их работы



 Одно из основных узлов и механизмов стрелового самоходного крана являются силовые агрегаты (двигателя). Они позволяют самоходным кранам иметь независимое энергоснабжение, что даёт им высокую мобильность. Независимое энергоснабжение обеспечивается двигателями внутреннего сгорания (карбюраторными или дизельными), которые, через привода, передают свой крутящий момент на работу электрогенераторов, компрессоров или гидронасосов, в зависимости какая система является доминирующей в работе самоходных кранов.

 По роду привода, к силовому агрегату, самоходные стреловые краны разделяются на;

 дизель-механический групповой привод, при котором все механизмы крана получают движение от дизеля или другого двигателя внутреннего сгорания и соединены с ним посредством зубчатых передач.

 дизель-электрический многомоторный привод, в котором каждый механизм оснащен индивидуальным электродвигателем (иногда двумя).

 дизель-гидравлический многомоторный привод, в котором каждый механизм оснащен индивидуальным гидромотором (или гидроцилиндром).

 В свою очередь краны с дизель-электрическим приводом разделяются на краны, работающие на переменном токе, и краны, работающие на постоянном токе.

 Те и другие приспособлены для питания от внешней сети, последние для этого имеют гонный электродвигатель.

z

Применение на стреловых самоходных кранах дизель-электрического многомоторного привода, который может получать питание от внешней сети, позволяет значительно сократить эксплуатационные расходы, улучшить условия работы машиниста, повысить надежность и безопасность работы крана и увеличить его производительность.



Тормозные системы применяемые на самоходных кранах.




  Все механизмы кранов КС оборудуют тормозами. При этом в механизмах передвижения автомобильных и пневмоколесных самоходных кранов, а также кранов КС на спецшасси автомобильного типа, устанавливают управляемые тормоза нормально открытого типа вместе со стояночными тормозами. Иногда нормально открытые тормоза устанавливают также в кранах с башенно-стреловым оборудованием. Во всех других случаях устанавливают тормоза нормально закрытые, размыкаемые при включении привода.


Стрелы, применяемые на стреловых самоходных кранах


 На данном типе кранов КС применяются стрелы двух видов, решётчато-составные, которые для облегчения конструкции, делают в виде решётчатых блоков из металлического уголка либо трубы, и цельнометаллические телескопического типа{*}.


z

Применялись и решётчатые стрелы телескопического типа, но из-за слабых прочностных характеристик, в отличии от цельнометаллических, на самоходных кранах, данные стрелы не прижились.


Решётчато-составные стрелы бывают:

  1. Прямые короткие, называемые основными и используются для перегрузочных работ и работ со штучными и сыпучими грузами, и для них определяется номинальная грузоподъемность крана на всех вылетах;
  2. Удлиненные вставками – применяются для подъема грузов на большую высоту;
  3. Стрелы с гуськами – оснащены крюком вспомогательного подъема, используют для перегрузочных работ с объемными штучными грузами, в том числе с контейнерами, требующими увеличенных размеров подстрелового пространства. Гусек крепят к голове стрелы шарнирно, а второй его конец закрепляют гибкой оттяжкой у основания стрелы. При монтажных работах гусек делают управляемым, закрепляя конец канатной оттяжки на барабане лебедки.


                                                                                            

Основная стрела Удлиннёный гусёк стрела с гуськом

 Для подачи грузов вглубь возводимого здания, а также для монтажа весьма объемных объектов, используют башенно-стреловое оборудование, состоящее из установленной почти вертикально с незначительным наклоном (3…5º) основной стрелы и горизонтально установленного, удлиненного гуська (рис. г). Стреловой самоходный кран с башенно-стреловым оборудованием по технологическим возможностям аналогичен башенному крану.{*}


z

Из-за более сложного устройства самоходного крана, его эксплуатация, включая первичные затраты, обходится дороже эксплуатации башенного крана. Поэтому применять самоходный кран с башенно-стреловым оборудованием целесообразно на работах разового характера.


 Для большей грузоподъёмности кранов КС (250т и более) используют аналогичные виды стрелового и башенно-стрелового оборудования, но с сильно развитыми поперечными размерами (рис. д)



Увеличенный гусёк усиленая стрела

 Телескопическими стрелами оборудуют в основном самоходные краны с гидроприводом, автомобильные и на специальных самоходных шасси. В зависимости от грузоподъемности крана КС, телескопические стрелы бывают: двух- трех- четырех- и пятисекционными.

 По способу подвески стрелового оборудования различают краны с гибкой и жёсткой подвесками.

 У кранов с гибкой подвеской удержания стрелового оборудования и изменения угла наклона стрелы осуществляется при помощи стальных канатов.

 У кранов КС с жёсткой, стрела держится и меняет угол возвышения при помощи гидравлического цилиндра.



Эксплуатация крана кс



Документы требуемые для начала и дальнейшей эксплуатации самоходных кранов


 Основные документы, определяющие безопасную эксплуатации кранов: «Правила устройства и безопасной эксплуатации грузоподъемных кранов», «Техника безопасности в строительстве», «Правила дорожного движения».

 Комплект эксплуатационной документации, поставляемой с краном: паспорт; техническое описание и инструкция по эксплуатации; ведомость запасных частей; альбом чертежей быстроизнашивающихся деталей; схемы погрузки на железнодорожную платформу; паспорт (формуляр) или техническое описание и инструкция по эксплуатации шасси и других комплектующих со ставных частей и сборочных единиц. Требования к составу и содержанию эксплуатационной документации кранов регламентированы.

Более подробно читайте на странице эксплуатации кранов кс.


Ввод в эксплуатацию стреловога крана кс


 Ввод в эксплуатацию крана, прошедшего Государственную приемку на заводах-изготовителях, полученного от ремонтных предприятий или других эксплуатирующих организаций, включает в себя его приемку, постановку на учет в эксплуатирующей организации, регистрацию, закрепление за машинистом и участком и получение разрешения на пуск в работу.

 Принимает кран постоянно действующая комиссия, в которую входят ответственный за содержание грузоподъемных машин в исправном СОСТОЯНИИ, механик участка, машинист. При приемке проверяют внешним осмотром комплектность составных частей и эксплуатационной документации и определяют работоспособность крана на холостом ходу. По результатам приемки составляют приемо-сдаточный акт.
Более подробно читайте на странице эксплуатации кранов кс.



Техническое освидетельствование и динамические испытания стреловых самоходных кранов



 Цель технического освидетельствования — определить соответствие состояния крана и уровня его технического обслуживания требованиям Правил и эксплуатационной документации. Техническое освидетельствование проводят двух видов — полное и частичное.

 Полное техническое освидетельствование состоит из осмотра, статических и динамических испытаний. При частичном техническом освидетельствовании статические и динамические испытания не проводят.

 Более подробно читайте на странице «Техническое освидетельствование кранов».

 Помимо самого крана регулярно требуются техническое освидетельствование грузозахватных устройств и переодическая проверка и браковка стальных канатов применяемые кранами во время их работы. Об этом вы можете прочитать на странице «Техническое освидетельствование грузозахватных приспособлений»



Транспортирование самоходных кранов


  Краны транспортируют собственным ходом, на буксире, на прицепах-тяжеловозах, железнодорожным транспортом. Способ транспортирования зависит от мобильных качеств кранов, дальности транспортирования, типа дорог.

 Число перебазировок и время их выполнения определяют на основании планов использования кранов. В плане указывают название крана, его марку, заводской номер, сроки и дальность транспортирования, вид транспортных средств.



Техническое обслуживание и ремонт крана кс.




 Работоспособность и исправность кранов на протяжении всего срока их службы должны обеспечивать эксплуатирующие организации путем осуществления мероприятий, предусмотренных системой технического обслуживания и ремонта кранов.

 Техническое обслуживание - это комплекс работ по поддержке исправности и работоспособности кранов в период их использования, хранения и транспортирования.

 Сюда входят:

  1. Заправка кранов
  2. Смазочные работы
  3. Крепёжные работы
  4. Регулировочные работы
  5. ТО оборудования, таких как силовая установка, канаты, тормоза, приборы и устройства безопасности, металлоконструкции, электрооборудование и гидравлические системы.
  6. Техническая диагностика крана


 Ремонт — это комплекс мероприятий по восстановлению работоспособности и исправности кранов, когда работоспособность невозможно поддержать техническим обслуживанием.

  Ремонты бывают двух видов:

  Текущий ремонт, при котором проводят частичную разборку крана и заменяют изношенные детали.

  Капитальный ремонт его производят, когда кран выработал ресурс, установленный нормативно-технической документации.

Система эксплуатации кранов предусматривает три типа их технического обслуживания и ремонта:

  1. по потребности после отказа;
  2. регламентированные в зависимости от наработки;
  3. по состоянию с периодическим или непрерывным контролем (диагностированием) сборочных единиц машины



Организация работ стреловых самоходных кранов



 Организация работ – это комплекс мероприятий для более эффективного и безопасного достижения конечной цели.

 Организация монтажных работ – это работы по установке в проектное положение и постоянному креплению конструкций с присоединением к ним коммуникаций объектов, возводимых с помощью стреловых самоходных кранов.

 Организация погрузочно - разгрузочных работ.

 Режимы и учёт работы кранов КС делятся на два режима, годовой и режим, по которому определяют допускаемое использование рабочих механизмов самоходных кранов.



Индексация стреловых самоходных кранов


 Так как модификаций самоходных кранов, даже внутри одной серии, иногда отличаться от базовой, к примеру климатическим исполнением или модернизацией данной серии, в технической документации и деловой переписки самоходным стреловым кранам присваивают индекс типа КС -0000. Индексация для конкретной модели самоходного крана выглядит так;


 Первый нуль цифровой части индекса заменяют цифрами от 1 до 9, обозначающими размерную группу (грузоподъемностью 4; 6,3; 10; 16; 25; 40; 63; 100 и более 100 т).


 Второй нуль заменяют цифрами, обозначающими тип ходового устройства, к примеру, при индексации автомобильных кранов ставиться цифра 5 что обозначает, самоходный кран на автомобильном шасси. 1 - гусеничное с минимальной опорной поверхностью, 2 - то же но с увеличенной опорной поверхностью, 3 - пневмоколесное, 4 - на специальном шасси, 5 - автомобильное, 6 - тракторное, 7 - прицепное, 8 и 9 - резерв для иных ходовых устройств.


 Третий нуль заменяют цифрами от 6 до 9, обозначающими исполнение стрелового оборудования (6 - с гибкой, канатной, подвеской, 7 - с жесткой, гидравлической, подвеской, 8 - телескопическое, 9 - резерв).


 Последний нуль заменяют цифрой, обозначающей порядковый номер модели.


 Дополнительно, буквами русского алфавита, обозначают очередную модернизацию, а также специальное климатическое исполнение.



Виды самоходных кранов


Гусеничные краны


 Данные краны работают без выносных опор и могут Вид стрелового самоходного кран на гусеничном ходу передвигаться в пределах строительной площадки без предварительной подготовки трассы со скоростью 0,5 ... 1 кл/ч, а при специальной подготовке с номинальным грузом на крюке. Грузоподъёмность отечественных гусеничных кранов составляет 16 ... 250 т.
 
Высокая маневренность и большая грузоподъемность обусловили их широкое применение в различных отраслях строительства на объектах с большими, в том числе с рассредоточенными, объемами работ для монтажа укрупненных конструкций и технологического оборудования. Этими качествами предопределяется высокая конкурентная способность гусеничных кранов по Отношению к специальным башенным кранам, требующим устройства подкрановых путей. (читать подробнее)



Пневмоколесные краны



 Они имеют одинаковое с гусеничными кранами назначение и сходное с ними устройство поворотной Вид самоходного стрелового крана на пневмоколёсном ходу части, но отличаются пневмоколесным ходовым оборудованием. Они бывают с нормальной базой или короткобазовые. Последние обладают повышенной маневренностью, что особенно важно для работы в стесненных условиях, в том числе внутри производственных помещений. В настоящее время в нашей стране производятся и находятся в эксплуатации пневмоколесные краны типов КС и МКП грузоподъемностью 16, 25, 36 и 100 т. (читать подробнее)


Автомобильные краны


 Это самоходные стреловые краны на базе двух- или трехосных серийно выпускаемых или усиленных шасси грузовых автомобилей. Схема устройства вида автомобильных кранов В строительстве их применяют при проведении погрузочно-разгрузочных работ и монтаже конструкций и оборудования небольших масс и размеров, В последнее время автомобильные краны широко используют для выполнения грузоподъемных работ при строительстве небольших зданий. Оборудованные двухканатным грейфером, автомобильные краны используют при перегрузке сыпучих материалов. Грузоподъемность автомобильного крана обусловлена параметрами базового автомобиля. В настоящее время отечественная промышленность выпускает автомобильные краны грузоподъемностью 4; 6,3; 10; 16; 25 и 32 т. (читать подробнее на странице Об автомобильных кранах



Краны на спецшасси автомобильного типа



 Они предназначены для строительно-монтажных работ, для монтажа технологического оборудования промышленных предприятий, также для погрузочно-разгрузочных работ.

Кран на спецшасси

Обладая высокой подвижностью и большой грузоподъемностью, эти краны не требуют монтажа при установке в рабочее положение, обеспечивают низкую посадочную скорость груза, а также большую высоту подъема крюка. Краны на спецшасси имеют грузоподъемности 25, 40, 50, 63, 100 и 250 т. Они являются продолжением ряда грузоподъемностей автомобильных кранов. Известны зарубежные краны на спецшасси грузоподъемностью до 1000 т. Специальные многоосные шасси (3-8 осей) этих кранов отличаются от автомобильных шасси возможностью воспринимать большие нагрузки от кранового оборудования повышенной грузоподъемности. Транспортная скорость таких кранов составляет от 45 до 60 км/ч. (читать подробнее)


Тракторные краны


 Они монтируются на базе гусеничных или пневмоколесных промышленных тракторов применяют для выполнения строительно-монтажных и погрузочно-разгрузочных работ в условиях бездорожья. При этом базовый трактор обычно переоборудуют, удлиняя его ходовую часть, заменяя рессорную подвеску рамы жесткой и смещая вперед силовую установку. На освободившееся место в задней части устанавливают поворотную часть, соединяя ее с неповоротной частью опорно-поворотным устройством обычного типа. В качестве силовой установки используют тракторный двигатель, приводящий крановые механизмы через механическую, гидравлическую или электрическую трансмиссии. Гусеничные тракторные краны обычно оборудуют решетчатыми или коробчатыми прямыми и Г-образными стрелами, а пневмоколесные краны — чаще телескопическими стрелами. Грузоподъемность выпускаемых отечественной промышленностью тракторных кранов не превышает 10 т.



Кран трубоукладчик



 Данные краны выпускаются на базе гусеничных тракторов специальной трубоукладочной модификации, либо с усовершенствованным ходом обычных гусеничных и пневмоколесных тракторов промышленной или сельскохозяйственной модификации широко используют для выполнения грузоподъемных операций при строительстве нефте-, газо- и других трубопроводов. Эти машины

тркбоукладчик

оборудованы А-образной стрелой 1 коробчатого сечения, расположенной сбоку относительно продольной базы (на лонжероне гусеницы — у гусеничных машин, на нижней раме — У пневмоколесных) и удерживаемой либо полиспастной системой, либо гидроцилиндрами. Для обеспечения устойчивости с противоположной стороны установлен откидывающийся противовес (контргруз) 2, вылет которого, в зависимости от реализуемого грузового момента, регулируют гидроцилиндром 3. У трубоукладчиков малой грузоподъемности противовес обычно не выдвижной. Отличительной особенностью кранов-трубоукладчиков от других стреловых кранов является их способность передвигаться с грузом на крюке, соответствующим максимально возможному грузовому моменту (читать подробнее)